Сделать стартовой Добавить в закладки Обратная связь Новости по RSS 2.0
ZEROlayer.ru » Уроки Photoshop » Основы » Цифровое рисование и цифровая живопись: В чем разница и почему это важно знать?

Цифровое рисование и цифровая живопись: В чем разница и почему это важно знать?

Автор: sondar | Категория: Уроки Photoshop » Основы | 11-01-2016, 19:04
Если вы давно мечтаете овладеть мастерством рисования, но у вас пока нет достаточно опыта, то, скорее всего, сам процесс рисования устойчиво ассоциируется у вас карандашом. На самом деле, с помощью рисования вы стремитесь воплотить идеи, содержащиеся в вашем сознании, и обычного карандаша, как правило, для этого недостаточно. Для этих целей больше подходит графический планшет в сочетании с качественным программным обеспечением. Они может предоставить все необходимые вам цвета, и позволяет очень легко исправлять практически любые ошибки.

Но здесь может возникнуть некоторое затруднение. Перо графического планшета, хоть и внешне в чем-то похоже на карандаш, может заменить целый набор различных кистей, мелков, маркеров и даже ластиков. С помощью такого пера вы можете покрыть экран акриловой краской, масляной краской в сочетании с гуашью, или же смешать все это, чтобы получить что-то абсолютно новое. Это универсальный инструмент с огромными возможностями, и использовать его качестве обычного карандаша было бы не очень разумно.

Если у вас уже имеется определенный опыт работы с карандашом, хотя бы опыт из детства, и вы захотите научиться эффективно использовать графический планшет, то можете столкнуться с затруднениями при поиске хороших уроков по данной тематике. А все потому, что традиционно “рисование” и “живопись” (окрашивание) – два совершенно различных направления, подразумевающих использование различных инструментов. В цифровом же искусстве, вам вполне достаточно лишь одного инструмента – кисти, так что цифровое рисование и цифровая живопись объединяются в одно.

Следовательно, если вы уверенно владеете обычным карандашом, но испытываете трудности при работе в цифре, то причиной этому может быть вовсе не ваше “неумение” рисовать. Вас могут ввести в заблуждение большое количество техник, частью из рисования, частью – из живописи, и если вы попробуете задать в поисковик “цифровое рисование”, то, скорее всего, найдете массу уроков по живописи.

В данном уроке по фотошопу я постараюсь объяснить вам разницу, так, чтобы у вас появилась возможность изучать именно то, что вас интересует, не тратя, при этом, времени на уроки, к которым вы еще не готовы. Так, я думаю, вы сможете прогрессировать гораздо быстрее, без лишних неудачных попыток и разочарований.

Традиционное рисование

При традиционном рисовании вы можете использовать самые различные инструменты. В том числе даже свой палец, если в вашем распоряжении имеется поверхность, на которой можно оставлять отметки пальцем. Самое распространенное и простое определение рисования это: создание штрихов и линий заостренным предметом. “Незаостренность” зависит от масштаба. То есть, чем масштабнее ваш рисунок, тем более затупленным может быть наконечник вашего инструмента. При этом вы можете рисовать даже кистью!

Цифровое рисование и цифровая живопись: В чем разница и почему это важно знать?


Независимо от используемого вами инструмента, техника рисования, в любом случае, практически неизменна. Весь процесс заключается в наложении линий, прямых и изогнутых, в различном взаимном расположении и сочетании. Дополнительным свойством инструмента может быть возможность наложения линий различного веса (толщины), и регулировать густоту цвета. Маркеры и фломастеры, например, выдают совершенно черные линии; мягкие карандаши (обозначенные буквой В) позволяют вам работать с полным диапазоном градации серого; жесткие карандаши (с отметкой H и НВ) ограничивают градацию серых только светлой частью.

Линий, сами по себе, ничего не значат. Точно так же, как и объектов, образованных линиями, в реальности не существует. Все дело в уникальной способности нашего мозга распознавать знаки, узоры, и видеть в нагромождении линий какие-то знакомые ему объекты из реальности. И именно потому, что создавать линии так просто, рисование стало самым популярным и доступным направлением изобразительного искусства.

Цифровое рисование и цифровая живопись: В чем разница и почему это важно знать?


Для рисования с целью имитации реальности, нужно оперировать штрихами и узорами, которые “ожидает” мозг. Поэтому хороший художник должен точно знать эти узоры, формы, и то, как их создавать. Именно поэтому реалистичное рисование уже не просто наложение линий, а конструирование с их помощью осмысленных узоров.

Это умение общее для художников, независимо от того, в цифре они работают или традиционными методами. К примеру, вам не понадобится графический планшет для того, чтобы научиться рисовать животных, или изучить, как работает перспектива. А как цифровому художнику, вам будет не менее полезны уроки по работе обычным карандашом.

Различие заключается в самих инструментах. Все они создают линии, но, при этом, используют для их создания различные методы. Например, некоторые шариковые ручки требуют постоянного контроля за подачей чернил, а мягкий карандаш, в зависимости от величины нажима, создает различные оттенки серого. И если вы достаточно хорошо овладели техникой работы мягким карандашом, то переключиться на чернильную шариковую ручку вам будет нелегко. И наоборот.

Существует еще один зрительный объект, который мы можем создать при помощи инструментов для рисования. Наш мозг очень восприимчив к свету и тени. В процессе рисования мы можем имитировать затененные области более темными линиями, а светлые – практически полным их отсутствием. Так как в реальности свет и тени – это сплошные области, а не линии, то здесь применяется особая техника (штриховка).

Цифровое рисование и цифровая живопись: В чем разница и почему это важно знать?


Это подразумевает наличие понятия о свете и тени, а так же определенную практику в передаче объемов одними только линиями.

В качестве итога мы можем выделить пять различных навыков, на которых базируется традиционное рисование:
- создание плавных линий заостренным инструментом
- умение добиваться различных оттенков
- тонирование при помощи линий
- образование осмысленных узоров при помощи линий, основываясь, при этом, на анализе реальных окружающих предметов
- понимание света и тени

Хорошим художником можно стать оттачивая свое мастерство только по первым трем пунктам. Это в том случае, если вы собираетесь только копировать существующие рисунки. А вот чтобы научиться создавать что-то свое, нужно помимо первых трех пунктов, уделить особое внимание последним двум.

Если же вы хотите научиться работать цветными карандашами, то вам так же придется изучить то, как работает цвет. Это довольно трудоемкий процесс, несмотря на кажущуюся, по началу, простоту.

Традиционная живопись

Окрашивание отличается от рисования не только тем, что при этом используются другие инструменты. Конечная цель, и достигаемый эффект, так же совсем иные. Живопись создается сплошными областями цвета, форму которых невозможно, и ненужно достаточно жестко контролировать. Для данной цели можно использовать массу различных пигментов, характеризующихся различной плотностью и свойствами при смешении. Поэтому каждый из них требует особого обращения.

Цифровое рисование и цифровая живопись: В чем разница и почему это важно знать?


Сплошные области цвета довольно успешно симулируют то, как наш мозг видит окружающий нас мир. Живопись может быть даже фотореалистичной, но при этом, использовать различные приемы и стили для достижения этой самой фотореалистичности. Тот факт, что за один раз вы можете прокрасить значительную область, избавляет вас от необходимости трудоемкого штрихования. Кроме того, смешивать между собой пигменты для получения нужного результата, бывает очень легко.

Цифровое рисование и цифровая живопись: В чем разница и почему это важно знать?


Однако это вовсе не означает, что живопись – легкое направление. Работа со значительными по площади цветовыми участками подразумевает наличие особого аналитического мышления. Здесь по-прежнему ключевую роль играют осмысленные, узнаваемые формы, но в данном случае создаются они комбинацией света, тени и цвета. Так, можно сказать, что живопись основывается на трех ключевых навыках, каждый из которых довольно труден в овладении:

- создание равномерных цветовых участков (контроль нажима, интенсивности пигмента, взаимного наложения, смешения цветов)
- понимание света и тени
- понимание цвета

Тогда как техникой обычного рисования вы можете легко создать фантастическое животное, достаточно тщательно изучив анатомию ряда животных, в живописи этого не достаточно. Здесь критическое значение имеют свет и тени. Существуют люди, для которых мыслить участками цвета значительно легче, но для большинства из нас, привыкшим к обозначению форм за счет линий, овладение данным искусством потребует огромного количества времени.

Цифровое рисование и цифровая живопись: В чем разница и почему это важно знать?


Вы можете отдать предпочтение любой из этих техник, но это вовсе не будет означать, что одна из них более корректна, а другая – менее.

От традиционного к цифровому изобразительному искусству

Приступая к работе в Фотошопе, вы сможете обнаружить лишь одну единственную существенную разницу между рисунком и живописью. Рисование – это лини, которые вы полностью контролируете, а живопись это – содержащие цвет участки, которые невозможно полностью контролировать. Другими словами, если вы достаточно точно можете предвидеть форму накладываемого штриха, то, скорее всего, вы рисуете. Если же у вас получается что-то слабо предсказуемое, то это уже живопись.

Цифровое рисование и цифровая живопись: В чем разница и почему это важно знать?


Это различение настолько точное, насколько это вообще возможно, так как учитывает принципиальную разницу в методах создания. Когда вы рисуете, неважно насколько хаотично и непоследовательно, вы предвидите появление вполне определенных линий в определенных местах. Мало того, вы можете выделить нужные, дополнительно обведя их впоследствии. Даже если вы используете размашистые цветные штрихи, вы, все равно, точно знаете, куда вы хотите их наложить.

Когда вы рисуете окрашивание (живопись), вы смешиваете между собой определенное количество цветных областей. Используя хаос, создаваемый вашей непредсказуемой кистью, вы создаете нечто новое. Окрашивание это процесс непрерывной коррекции и исправления. Здесь нет идеальных граней, и невозможно получить результат на 100% соответствующий изначальной задумке. Именно поэтому живопись невозможна в векторной графике. Векторная графика не поддерживает хаос.

Цифровое рисование и цифровая живопись: В чем разница и почему это важно знать?


Если у вас хорошо получается рисовать, то вашими первыми шагами в живописи должны стать попытки нанесения линий хаотичной, текстурной кистью. То есть, нужно выбрать трудно контролируемую кисть, и стараться, по мере возможностей, контролировать ее работу.

Цифровое рисование и цифровая живопись: В чем разница и почему это важно знать?


Это не живопись, а всего лишь рисунок, выполненный большой кистью

Однако, наличие хороших навыков в рисовании вовсе не означает, что вы навечно окажетесь привязаны к четким линиям и плоским цветам. Все что вам нужно – это понять, как можно сочетать эти две техники максимально комфортным для себя образом.

Расширенное рисование
Вы можете значительно расширить свои возможности в рисовании с помощью фотошопа. В нем имеются такие инструменты, использование которых в рисовании, на первый взгляд, кажется довольно странным. Этих предметов не существует в привычной нам реальности, но, при наличии определенной практики, они значительно раздвигают рамки творческих возможностей.

Деформация
В целях деформации в Фотошопе могут быть использованы следующие инструменты:

- Свободная трансформация (Ctrl+Т) в режиме Деформации (Warp)
- Фильтр Пластика (Liquify), горячие клавиши: Ctrl+Shift+Х, и его инструмент Деформация (Warp Tool)
- Марионеточная деформация: Редактирование > Марионеточная (Edit > Puppet Warp)

Все эти инструменты дают вам такие возможности, которые, в принципе, невозможно было бы реализовать в реальном мире. То есть нарисовав что-либо, вы можете изменить его форму. Целиком или какую-то отдельную часть. Вы можете создать принципиально новый набросок из уже нарисованного! Или же, создав хаотичное нагромождение линий, придать им произвольную форму, как при работе с глиной. Просто нужно выработать особое мышление, чтобы научиться эффективно поменять данные инструменты.

Цифровое рисование и цифровая живопись: В чем разница и почему это важно знать?


Заливка цветом
Если бы вам, при традиционном рисовании, вдруг захотелось заполнить определенный участок сплошным цветом, то для получения нужного эффекта, вам пришлось бы потратить уйму времени, аккуратно и кропотливо заштриховывая это место. Вы точно представляете себе эффект, которого хотите добиться. Но он невероятно трудоемок.

В Фотошопе вы можете просто нарисовать область, которую следует залить цветом, при помощи инструмента Лассо (Lasso Tool (L)). Обратите внимание, я сказал: “Нарисовать”! Потому, что именно так и работает инструмент Лассо (Lasso Tool (L)) . Вы просто рисуете область, которую хотите выделить. Затем эта область одним кликом заливается сплошным цветом при помощи инструмента Заливка (Paint Bucket Tool (G)). И при этом, ни единого движения кистью!

Цифровое рисование и цифровая живопись: В чем разница и почему это важно знать?


Затенение
Чтобы оттенить ваши плоские цвета вполне контролируемым способом, вы можете просто наложить тени на отдельных слоях, вновь выделяя соответствующие области инструментом Лассо (Lasso Tool (L)), и заполняя их цветом. Далее, изменяя Режим наложения (Blending mode) или же Непрозрачность (Opacity), можно подкорректировать интенсивность теней в соответствии с наложенными плоскими цветами.

Цифровое рисование и цифровая живопись: В чем разница и почему это важно знать?
Цифровое рисование и цифровая живопись: В чем разница и почему это важно знать?
Цифровое рисование и цифровая живопись: В чем разница и почему это важно знать?


Размытие
Для того, чтобы контролируемым способом размывать границы между плоскими базовыми цветами и затененными участками, существует несколько различных методов. Ярые сторонники живописи и работы окрашиванием могут посчитать эти методы мошенничеством, но, тем не менее, они являются вполне корректными. Это просто другая техника, интуитивно более понятная для тех, кто уже имеет определенный опыт в рисовании. Итак, вы можете выбирать из следующего перечня:
- Инструмент Размытие (Blur Tool)
- Инструмент Микс-кисть (Mixer Brush Tool)
- Выделить при помощи инструмента Лассо (Lasso Tool (L)) нужную область, затем применить гауссовское размытие: Фильтр > Размытие > Размытие по Гауссу (Filter > Blur > Gaussian Blur)

Цифровое рисование и цифровая живопись: В чем разница и почему это важно знать?


Сочетание рисования и живописи
За счет комбинации рисования и окрашивания можно создавать потрясающие изображения. И вовсе не обязательно ограничивать себя рамками какого-то одного из этих направлений.

Обтравочная маска
Живопись или окрашивание не признает строгих границ. Мазки кистью ложатся там, где им заблагорассудится, и, пытаясь контролировать их, вы можете убить их природную своеобразность. Но Фотошоп предоставляет вам некоторый компромисс: вы можете нарисовать область, которую мазки кистью не смогут пересечь ни при каких обстоятельствах.

Просто нарисуйте область нужной формы при помощи инструмента Лассо (Lasso Tool (L)) и залейте ее любым цветом. Чтобы вытравить ее на ней другой слой, кликните удерживая Alt, по разделительной линии между слоями. Теперь вы можете свободно прокрашивать эту область, не рискуя случайно выйти за ее пределы.

Цифровое рисование и цифровая живопись: В чем разница и почему это важно знать?


Цифровое рисование и цифровая живопись: В чем разница и почему это важно знать?


Размытие окрашиванием
После того, как вы нарисовали и закрасили что-либо, вам, вполне вероятно, может прийти в голову преобразовать результат своей работы в нечто, полностью выполненное в стиле живописи и работы красками. Для этого достаточно овладеть особым принципом размытия. На этот раз вместо инструмента Размытие, следует воспользоваться текстурной кистью, чувствительной к силе нажима. То есть, чем сильнее вы давите, тем более интенсивным будет ее отпечаток. Теперь выберите инструмент Пипетка (Eyedropper Tool (I)), возьмите образец цвета с соответствующей области, и на отдельном слое, наложите легкий мазок этой кистью вдоль выбранной границы. Выбирайте цвета как можно ближе к границе. Чем короче мазки, тем более текстурной получится обрабатываемая область.

Цифровое рисование и цифровая живопись: В чем разница и почему это важно знать?


Цифровое рисование и цифровая живопись: В чем разница и почему это важно знать?


Рисунок выглядит заметно привлекательнее без линий эскиза; за счет размытия ему удалось придать вид выполненного кистью и окрашиванием

Детали
Когда иллюстрация, выполненная кистью и окрашиванием, закончена, вы можете придать ей окончательный лоск, прорисовав детали. Например, вооружившись жесткой, тонкой кистью, можно добавить такие элементы, которые трудно было бы нанести при традиционном рисовании. Так, можно более четко резко обозначить границы, там и тут добавить отдельные тончайшие волоски, а так же подчеркнуть свойства поверхности, наложив на нее блики в виде белых точек.

Как вы убедились, цифровая живопись – это, фактически, комбинация двух направлений. Теперь, когда вы услышите этот термин, то должны понимать, что рабочий процесс в цифровой живописи, имеет значительные отличия от традиционного. Так же, можно сказать, что цифровое рисование – это все та же техника, ориентированная на штрихи. Тогда как цифровая живопись успешно объединяет в себе возможности обоих направлений.

Цифровое рисование и цифровая живопись: В чем разница и почему это важно знать?


Смешанный процесс
Художники, работающие в Фотошопе, могут свободно сочетать приемы штрихового рисования и живописи на любом этапе творческого процесса. Например, если вы решили создать какое-либо существо, то этапы работы могли бы выглядеть примерно следующим образом:

1. Обозначение предварительных форм, чтобы сформулировать идею (работа красками и кистью)
2. Определение границ форм более четкими линиями (рисование)
3. Коррекция линий (рисование)
4. Создание обтравочной маски (рисование)
5. Обозначение схемы освещения (рисование, либо кисть и краски)
6. Размытие границ (кисть и краски)
7. Детализация (рисование)

Итак, рисуете вы в штриховой технике или окрашиваете?

Давайте подведем общий итог:

1. Рисование основывается на линиях и штрихах. Исходя из особенностей окружающих вас реальных предметов, вы формируете у себя в сознании нечто вроде скелета, после чего, шаг за шагом, нанося штрихи, вы образуете некий, знакомый вашему мозгу, предмет.

2. Работа кистью и красками основывается на создании небольших сплошных участков цвета (коротких, массивных “линий”). Вы начинаете работу с грубых, приближенных форм, и шаг за шагом корректируете их, уменьшая размер кисти по мере приближения к окончательному результату.

Цифровое рисование и цифровая живопись: В чем разница и почему это важно знать?


Наиболее важные навыки для реалистичного рисования:

- понимание структур, образующих реальные объекты (например, скелет и мышцы собаки)
- умение преобразовать эти структуры в набор линий

При работе кистью и красками важны следующие навыки:

- понимание природы света, теней и цвета
- понимание трехмерной природы объектов
- умелое сочетание участков различного размера и цвета с целью воссоздания реальных объектов

Если вы овладеете всеми ими, то вполне сможете комбинировать обе техники, заметно оптимизировав свой рабочий процесс. Например:

- начать с наброска в виде штрихового рисунка (рисование), после чего раскрасить и тонировать его (кисть и краски, живопись)
- начать с грубых, приближенных форм (кисть и краски), использовать их в качестве основы для штрихового рисунка (рисование), и, наконец, раскрасить и тонировать его (кисть и краски).

Цифровое рисование и цифровая живопись: В чем разница и почему это важно знать?


Заключение

Самый главный урок, который вы должны усвоить из всего выше сказанного, этот то, что процесс цифрового изобразительного творчества вовсе не является линейным и однообразным. В Фотошопе вы используете огромное количество инструментов с самыми различными свойствами, и, при этом, использовать эти инструменты можно как минимум несколькими способами. Использовать их именно для штрихового рисования (или в технике живописи) – значит напрасно ограничивать свои творческие возможности.

Будьте гибкими. Используйте штрихи, когда вам это удобно, и свободно переключайтесь на кисть и краски, когда почувствуете, что так вы добьетесь большего. Творчество в цифре – это не одна определенная техника, и здесь очень важно понять, какую из них использовать и на каком этапе. Если вам это удастся, вы сможете создавать по-настоящему впечатляющие работы.

И еще раз, обращайте особое внимание на ваши слабые места, и совершенствуйтесь, работая над ними. Если вид наложенных вами света и теней не удовлетворяет вас, не начинайте лихорадочно перебирать цвета, пытаясь решить проблему таким образом. Вместо этого, лучше вернитесь к изучению основ освещения. Если кистью и красками вы владеете уже достаточно хорошо, но чувствуете несовершенство в пропорциях, временно сосредоточьтесь на штриховом рисовании. Здесь очень важно определить, источник происхождения ошибки, и какая из техник страдает от нее больше. В цифровом изобразительном искусстве рисование штрихами и работа кистью и красками можно превосходно сочетаются, дополняя друг друга. Но для этого нужно обладать солидной базой в обеих этих техниках.


 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


Просмотров: 5086 | Напечатать | Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Навигация по сайту

Новые уроки

Легкое тонирование при помощи режимов наложения
Легкое тонирование при помощи режимов наложения


Хотите поближе познакомиться с магией тонирования? Методов и техник тонирования существует великое множество, но сегодня я познакомлю вас с такой техникой, которая, за счет использования режимов наложения слоев, максимально упрощает весь процесс.

Популярные статьи

Друзья
Семейный портал
Полезная информация о недвижимости
Реклама
http://jotto8.ru/index.php?com=autoshop&catId=18

Мы в соц сетях

Рейтинг блогов


Главная страница | Регистрация | Добавить новость | Новое на сайте |

При перепечатке материалов с сайта ссылка на источник обязательна (кликабельная и не шифрованая).
Запрещено вносить изменения в графический материал, например, обрезание водяного знака или перекрытие его своим знаками.