Сделать стартовой Добавить в закладки Обратная связь Новости по RSS 2.0
ZEROlayer.ru » Уроки Photoshop » Основы » Умение видеть свет и тени. Часть I.

Умение видеть свет и тени. Часть I.

Автор: sondar | Категория: Уроки Photoshop » Основы | 24-01-2016, 15:42
В изобразительном искусстве принято рассматривать свет, как отдельный, дополнительный элемент изображения, создающий его атмосферу. Передать форму объекта – не очень сложно, а вот выстроить правильную схему освещения, для сообщения особой атмосферы это – задача посложнее. Очень важно осознавать, что если бы не было света, то и рисовать нам, в буквальном смысле, было бы нечего.

На этом уроке по фотошопу я познакомлю вас с основами того, как видеть свет, тени и грани.

Как мы видим?
Пытались ли вы, как художник, когда-нибудь получить ответ на этот вопрос? Если нет – это серьезное упущение. Все, что вы рисуете – это представление того, что вы видите. А видите вы благодаря особым физическим процессам. Скажу вам больше – то что мы рисуем, вовсе не является объективным отображением реальности. Это всего лишь картинка, созданная нашим мозгом на основе интерпретации сигналов, полученных от органов зрения. Следовательно, мир, который мы видим – это всего-навсего интерпретация реальности, одна из многих, и не самая совершенная. Данная наша способность развита ровно настолько, чтобы помочь нам выжить.

Почему я затронул эту тему в уроке, посвященном рисованию? Рисование, по своей сути, это затемнение, осветление, и наложение цветов на определенные участки холста (экрана) с целью создания иллюзии видимой реальности. Другими словами, художник пытается искусственно воссоздать изображение, которое могло бы быть создано нашим мозгом. Задача облегчается тем, что мы привыкли мыслить узорами и формами (ведь даже в абстрактных картинах мы стараемся обнаружить знакомые нам фигуры).

Если то, что мы видим на картине, имеет схожесть с теми образами, которые храниться в нашем сознании, то мы считаем изображение реалистичным. Так же, картина может не содержать ни одной узнаваемой нами формы или линии, но, благодаря нанесённым на нее, особым образом, цветам, свету и теням, наше сознание успешно интерпретирует все это в нечто знакомое. Ниже представлен отличный пример подобного эффекта:

Умение видеть свет и тени. Часть I.


Чтобы создавать узнаваемые изображения, подобные тому, которые создает наш мозг, нужно, прежде всего, разобраться, как он это делает. Читая данную статью, вы, возможно, найдете некоторые положения совершенно очевидными, но, не исключено, что вы, так же, будете немало удивлены тем, насколько тесно наука может быть связана с изобразительным искусством. Мы коснемся вопросов законов оптической физики и постараемся рассмотреть живопись как часть метафизического искусства. В каком-то смысле это не совсем корректно, ведь искусство – это лишь отражение реальности, созданное благодаря нашему органу зрения. Для того, чтобы имитировать реальность, нам нужно понять, что именно наше создание воспринимает как реальность.

Итак, что же мы видим?
Обратимся к фундаментальным основам оптики. Луч света, достигнув объекта, отражается от него, и улавливается нашим глазом. Затем, полученный сигнал обрабатывается нашим мозгом, и формируется картинка. Это общеизвестно, не так ли? Но полностью ли вы осознаете все составляющие этапы данного процесса?

Умение видеть свет и тени. Часть I.


Здесь можно сформулировать первое и самое важное правило в рисовании: Свет – это все что мы можем видеть. Это не объект, не цвет, не перспектива, не фигура. Мы видим только свет, отраженный от поверхности в соответствии с ее особенностями, и воспринятый нашим зрением. Изображение, формулируемое в нашей голове – это всего лишь один очередной кадр бесконечного видеоряда, и создается он благодаря совокупности всех лучей, достигших нашей сетчатки в данный конкретный момент. Причем на финальную картинку способен оказывать влияние каждый отдельный луч, так как каждый из них достигает нашего глаза в различном направлении, с различной дистанции, и по различной траектории. Луч, прежде чем достичь нашей сетчатки, может отразиться от целого ряда объектов.

Именно это мы воспроизводим, рису что-либо. Мы имитируем отражение лучей света от различных поверхностей (имеющих различный цвет, текстуру), дистанцию между объектами (рассеиваемый свет, контраст, края, перспектива). И, прежде всего, мы не отображаем объекты, которые не отражают или не эмитируют свет, который, в свою очередь, мог бы достичь нашего глаза. Если вы “накладываете свет”, когда ваша работа практически закончена, то этом принципиально не правильно. Все, что имеется на вашем изображении – это свет.

Что такое тень?
Выражаясь простым языком, тень – это область, которой не достигает прямой свет. Если вы находитесь в тени, то не способны увидеть источник света. Мне кажется, достаточно ясно, не так ли?

Умение видеть свет и тени. Часть I.


Длину тени можно легко вычислить, прочертив лучи:

Умение видеть свет и тени. Часть I.


Тем не менее, правильно наложить тень не всегда бывает так легко. Рассмотрим следующую ситуацию. У нас есть некий объект и крупный источник света. Вот как мы интуитивно могли бы наложить тень:

Умение видеть свет и тени. Часть I.


Но подождите! Получается, что эта тень, фактически, образована лишь отдельной точкой на поверхности большого источника света. А что же будет, если мы выберем другую точку?

Умение видеть свет и тени. Часть I.


Умение видеть свет и тени. Часть I.


Умение видеть свет и тени. Часть I.


Как мы можем видеть, резкая, четкая тень может быть образована только точечным источником света. Если же источник света имеет значительные размеры (как бы, распределен в пространстве), тень будет иметь размытые, градиентные края.

Умение видеть свет и тени. Часть I.


Иными словами можно сказать, что один источник света может быть причиной образования множества теней. Такие тени выглядят более натурально. И именно поэтому снимки, сделанные с использованием фотовспышки, такие резкие и неестественные.

Умение видеть свет и тени. Часть I.


Хорошо. Это был только гипотетический эксперимент. Давайте рассмотрим этот процесс на практике. Перед вами подставка под перо от моего планшета, сфотографированная в ясный день. Присмотритесь, и обратите внимание на эту странную двойную тень.

Умение видеть свет и тени. Часть I.


Грубо говоря, источник света находится в левом нижнем углу снимка. Проблема в том, что это не точечный свет, и мы не можем получить красивую, четкую тень, которую так легко и интуитивно можно было бы нарисовать. И рисование лучей, как показано ниже, нам ничем не поможет.

Умение видеть свет и тени. Часть I.


Давайте испытаем другой способ. В соответствии с тем, что мы теперь знаем, большой, распределенный источник света можно рассматривать как множество точечных источников. Попробуем перерисовать наши лучи:

Умение видеть свет и тени. Часть I.


Для наглядности, можно “перекрыть” часть лучей. Без этих рассеянных лучей у нас получается вполне естественная тень.

Умение видеть свет и тени. Часть I.


Умение видеть свет и тени. Часть I.


Зрение без света бесполезно
Но что если свет не отражается от какой-то определенной поверхности? Как мы можем видеть объекты, находящиеся в тени? Как мы можем видеть что-либо в облачный день, когда все находится в тени облаков? В данной ситуации мы способны видеть благодаря рассеянному свету. По ходу статьи мы еще более подробно поговорим о рассеянном свете.

Обычно, уроки по рисованию рассматривают прямой и отраженный свет как нечто, совершенно меду собой различное. Часто в них можно встретить утверждение, что прямой свет - это тот, который делает поверхность светлее, а отраженный – тот, что слегка освещает затененную область. Вот как это обычно представляется графически:

Умение видеть свет и тени. Часть I.


И это чистая правда. Прежде всего, все, что вы видите это – отраженный свет. Раз вы видите нечто, значит от этого “нечто” отразился свет. Прямой свет можно увидеть, только взглянув на сам источник света. Поэтому приведенную выше схему правильнее будет перерисовать вот так:

Умение видеть свет и тени. Часть I.


Но для того, чтобы сделать схему еще более корректной, нам придется внести дополнительные уточнения. Луч света, достигший поверхности, в зависимости от ее свойств, может повести себя по-разному.

- если луч отражается от поверхности полностью и под одним углом, то при этом наблюдается зеркальное отражение;

- если свет частично приникает в поверхность, а его часть, в различных направлениях, отражается микроструктурой поверхности, создавая несколько размытое изображение, то мы имеем дело с диффузным (или - рассеянным) отражением;

- часть падающего света может быть поглощена поверхностью;

- поглощенный свет, в свою очередь, частично может и выйти из другой части объекта; такой свет называется проходящим светом;

Умение видеть свет и тени. Часть I.


Давайте пока сосредоточимся на диффузном и зеркальном отражении, так как они наиболее важны при рисовании.
Если поверхность гладко отполирована, и имеет соответствующую блокирующую свет микроструктуру, достигший ее луч будет отражен в одном конкретном направлении. Зеркальный эффект возможен именно такому виду отражения. Причем при зеркально отражении полностью отражается не только прямой свет, но и “непрямой”, то есть тот, который достиг поверхности предварительно переотразившись от других объектов. Практически идеальным примером поверхности с зеркальным отражением является, конечно же, зеркало. Но это далеко не единственный пример. Здесь же уместно будет вспомнить о водной поверхности и полированном металле.

Несмотря на то, что при зеркальном отражении, благодаря строгому углу отражения, на поверхности образуется практически точная копия отраженного объекта, диффузное отражение, все же, имеет гораздо более интересную природу. Именно оно отвечает за цвет объекта, и обеспечивает его более равномерное и мягкое освещение. Можно сказать, что диффузное освещение делает объект видимым, не перегружая наше зрение.

Различные материалы характеризуются различным фактором отражения. Значительная их часть рассеивает (или поглощает) основную часть падающего на них света, отражая, при этом, лишь малую его часть. Как вы, наверное, уже догадались, блестящие поверхности имеют больший фактор отражения, чем матовые. С учетом всего сказанного, приведенную выше схему можно перерисовать еще более корректно:

Умение видеть свет и тени. Часть I.


Глядя на это изображение, у вас может возникнуть впечатление, что на данной поверхности есть только одна точка, где возникает зеркальное отражение. И это совершенно верно. Зеркальное отражение возникаем именно в том месте, где свет достигает поверхности. И в каждый момент времени лишь один зеркально отраженный луч достигает нашего глаза.

Можно провести один очень простой эксперимент. Создайте источник света (воспользуйтесь фонариком своего телефона, или включите настольную лампу), и расположите его так, чтобы он, освещая сверху какую-либо блестящую поверхность, создавал отражение. Отражение не обязательно должно быть очень четким и ярким. Достаточно, если оно просто будет хорошо видимым. Теперь отступите на шаг назад, не отрывая взгляда от отражения. Обратите внимание на то, как оно перемещается. Чем ближе вы находитесь к источнику света, тем более острым становится угол. Увидеть отражение прямо из под источника света невозможно, если только вы сами не являетесь этим источником.

Умение видеть свет и тени. Часть I.


Умение видеть свет и тени. Часть I.


Какое отношение имеет это все к рисованию? Здесь напрашивается правило номер два: Затенение зависит от позиции наблюдателя. Источник свет может быть зафиксирован в пространстве. Точно так же может быть зафиксирован в пространстве и сам объект. Но каждый наблюдатель может видеть его по-своему. Данное положение совершенно очевидно, если говорить о перспективе, но здесь мы говорим о свете. Ответьте себе откровенно на следующий вопрос: вы когда-нибудь учитывали местоположение зрителя при работе над освещением?

Теперь вам должно быть понятно, зачем мы рисуем блик на блестящем объекте. И теперь вы знаете, как возникает блеск.

Умение видеть свет и тени. Часть I.


Количество видимого

Поговорим о количестве информации, принесенной нам светом. Здесь мы пока не имеем ввиду о цвет. Предположим, что наши лучи, пока что, могут быть более или менее светлыми. При яркости 0% мы не получаем со светом никакой информации. Это, однако, не означает, что объект имеет черный цвет. Мы просто не знаем о нем ничего, и воспринимаем как черный. 100% - это максимум световой информации, которую мы можем воспринять единовременно. Некоторые объекты, отражая свет, предоставляют нам больше информации о себе, и воспринимаются нами как яркие. Другие же, поглощая большую часть падающего на них света, воспринимаются нами как темные. А как выглядят объекты, вообще не отражающие свет? Очевидно, для нас они попросту отсутствуют.

Умение видеть свет и тени. Часть I.


Это положение поможет нам понять явление контраста. Контраст – это разница между отдельными точками поверхности – чем больше дистанция между точками на шкале яркости, тем выше контраст. С этим – понятно. Но откуда берется эта самая разница в яркости?


 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


Просмотров: 1893 | Напечатать | Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Навигация по сайту

Новые уроки

Легкое тонирование при помощи режимов наложения
Легкое тонирование при помощи режимов наложения


Хотите поближе познакомиться с магией тонирования? Методов и техник тонирования существует великое множество, но сегодня я познакомлю вас с такой техникой, которая, за счет использования режимов наложения слоев, максимально упрощает весь процесс.

Популярные статьи

Друзья
Семейный портал
Полезная информация о недвижимости
Реклама

Мы в соц сетях

Рейтинг блогов


Главная страница | Регистрация | Добавить новость | Новое на сайте |

При перепечатке материалов с сайта ссылка на источник обязательна (кликабельная и не шифрованая).
Запрещено вносить изменения в графический материал, например, обрезание водяного знака или перекрытие его своим знаками.