Сделать стартовой Добавить в закладки Обратная связь Новости по RSS 2.0
ZEROlayer.ru » Уроки Photoshop » Основы » Умение видеть свет и тени. Часть II.

Умение видеть свет и тени. Часть II.

Автор: sondar | Категория: Уроки Photoshop » Основы | 24-01-2016, 16:00
Цвета серого: Контраст
Обратите внимание на иллюстрацию ниже. Наблюдатель получает х информации от объекта A, и y информации от объекта B. Как вы можете заметить, величина x длиннее, чем y, (x=3y). Чем больше расстояние, тем больше информации теряется по пути. Поэтому в первом случае мы видим B, как хорошо и корректно освещенный, а A – как чуть размытый.

Ситуация, представленная на следующей схеме, несколько отличается от первой. Здесь и A и B воспринимаются примерно одинаково размыто (x=1.3y), то есть выдают примерно одинаковое, малое количество информации.

Умение видеть свет и тени. Часть II.


Результат с позиции наблюдателя будет выглядеть примерно следующим образом:

Умение видеть свет и тени. Часть II.


Но подождите! Почему объект, расположенный ближе, кажется более темным, а тот, что в отдалении – светлым? Чем объект светлее, тем больше передает информации, так? И мы только что выяснили: по мере увеличения расстояния до объекта, растет доля утрачиваемой информации.

Попробуем разобраться в природе этих потерь. Почему свет от далеких звезд достигает нашего зрения практически в оригинальном виде, а здания, расположенные в нескольких километрах, заметно утрачивают свою детализацию и контрастность? Все дело в атмосфере. Глядя вверх, вы смотрите сквозь более тонкий слой воздуха, чем когда устремляете взгляд вперед. И вся эта толща воздуха наполнена мельчайшими частицами и молекулами. Лучи, идущие до вас с большого расстояния, наталкиваются на эти частицы и теряют часть несомой информации. Мало того, сами эти частицы могут переотражать в вашем направлении информацию от чего-нибудь еще (чаще всего это – голубизна неба). В конце концов, до вас доходит лишь остаточный сигнал, сильно разбавленный различными примесями. Восприниматься он может ярко, но оригинальной информации в нем остается совсем немного, но зато много шума.

Умение видеть свет и тени. Часть II.


Вернемся к нашей иллюстрации. Если мы попытаемся отобразить шкалу потери информации в виде градиента, то легко сможем понять, почему расположенные ближе объекты могут казаться нам более темными. Так же это объяснит видимую разницу в яркости ближних объектов, а так же выравнивание яркости объектов удаленных. Теперь, мне кажется очевидным, почему объекты, по мере их отдаления, теряют в контрастности.

Умение видеть свет и тени. Часть II.


Мало того, наш мозг воспринимает глубину на основе информации, получаемой от обоих глаз. Вернее на различиях в изображении, поступающих от каждого глаза. При этом, по мере увеличения расстояния, эта разница уменьшается. В конце концов, наступает момент, когда сильно удаленные объекты становятся совсем “плоским”, а объемными продолжают казаться только относительно недалекие.

Умение видеть свет и тени. Часть II.


Края – это дополнительный (побочный) эффект, возникающий при правильном выстраивании схемы освещения на изображении. Если ваша картинка выглядит плоско, и вы, прорисовывая контуры, стараетесь акцентировать внимание на формах, то вы поступаете в корне неправильно. Линии (те же самые края) должны существовать сами по себе в виде границ между двумя различными объемами. То есть они образуются исключительно за счет контраста.

Умение видеть свет и тени. Часть II.


Если вы используете одинаковую, сплошную яркость для двух объектов, они будет выглядеть как слившиеся.

Умение видеть свет и тени. Часть II.


Искусство затенения
После такого теоретического вступления, вы должны ясно представлять, что же на самом деле происходит, когда вы рисуете. Давайте теперь поговорим о практике.

Иллюзия объема
Самая сложная задача при затенении, это – создание ощущения объемности предметов на плоском листе бумаги. На самом же деле, рисование в объеме практически ничем не отличается от обычного рисования. Кроме того, художники, специализирующиеся на мультяшном стиле, могут вообще не усложнять себе жизнь данной проблемой. Но, если вы хотите прогрессировать как художник, вам придется лицом к лицу встретиться с одной из самых серьезных проблем: перспективой.

Давайте проведем небольшой эксперимент. Попробуем затенить показанный ниже объект в соответствии с имеющимся источником света.

Умение видеть свет и тени. Часть II.


Вот что, примерно, у нас получится:

Умение видеть свет и тени. Часть II.


Выглядит достаточно плоско, не так ли? Больше похоже на простой градиент, наложенный на двумерную плоскость.

Теперь попробуем затенить следующий объект:

Умение видеть свет и тени. Часть II.


Вот как будет выглядеть наш объект в итоге:

Умение видеть свет и тени. Часть II.


Совсем другое дело! Объект выглядит вполне объемно, даже несмотря на использованные при затенении простые и плоские цвета. Как это работает? Первый объект имеет единственную видимую сторону. То есть для наблюдателя это – простая плоская стена и ничего более. Второй объект имеет уже три видимые поверхности, и мы знаем, что двумерные объекты никак не могут иметь более двух поверхностей, распложенных в разных плоскостях. Сам эскиз уже выглядел объемно, и нам не составило труда определить, каких его частей касается свет, а каких нет.

Умение видеть свет и тени. Часть II.


Поэтому, в следующий раз, когда будете работать над наброском, не выполняйте его в виде штрихов. Нам не нужны ни штрихи, ни линии. Нам нужны объемные фигуры! Объект следует выстраивать используя различные фигуры в перспективе. Если вы правильно обозначите объемы фигур, то добьетесь не только того, что ваш объект будет выглядеть трехмерно, но и затенение станет на удивление легким.

Умение видеть свет и тени. Часть II.


Умение видеть свет и тени. Часть II.


После того, как базовое, еще довольно плоское, затенение наложено, можете приступать к его уточнению и доработке. Но ни в коем случае не следует добавлять ни одной детали прежде данного этапа. Базовое затенение просто обозначает схему освещения и позволяет вам добиться целостности изображения.

Умение видеть свет и тени. Часть II.


Терминология
Давайте определимся с терминологией, используемой в разговорах о свете и тенях.

- Полный свет - область, обращенная непосредственно к источнику света
- Отсвет (блик) – участок, с которого зеркальное отражение находит путь к вашему глазу; это наиболее сильно освещенный участок на поверхности;
- Полусвет – полный свет, постепенно затемняющийся по мере приближения к терминатору;
- Терминатор – воображаемая линия разделяющая свет и тень; она может быть резкой и четкой, либо мягкой и размытой;
- Основная тень – область, развернутая в противоположную от источника света сторону, и, следовательно, не освещаемая им;
- Отраженный свет – диффузное отражение, достигшее Основной тени; отраженный свет никогда не бывает более ярким, чем полный свет;
- Отбрасываемая тень – область, загороженная от источника света объектом.

Умение видеть свет и тени. Часть II.


Возможно, следующее утверждение вам покажется очевидным, но главное, что вы должны уяснить из сказанного выше, это то, что чем интенсивнее свет, тем резче терминатор. То есть, резкий и четкий терминатор может указывать на присутствие ненатурального источника света. В целях реалистичности, линию, разделяющую свет и тень всегда нужно делать размытой.

Умение видеть свет и тени. Часть II.


Трехточечное освещение
Теперь, когда вы узнали, о механизмах, благодаря которым мы видим, то должны понимать, что особых принципиальных различий между фотографированием и рисованием нет. Каждый фотограф знает, что изображение создается именно светом, и он использует этот факт для того, чтобы в определенной степени изменять то, что хочет показать. Нужно отдавать себе отчет, что в наши дни практически все фотоснимки проходят обработку в фотошопе. Правда в том, что фотографы редко снимают что-либо в его изначальном состоянии. Они знают, как работает свет, и используют свои знания, чтобы создать более привлекательную фотографию. И именно поэтому приобретение дорогой фотокамеры не способно автоматически превратить кого-либо в профессионального фотографа.

Выстраивая схему освещения, вы можете пойти двумя различными путями:
- имитировать натуральный, природный свет, таким, как мы его обычно наблюдаем;
- либо же самостоятельно создать особое освещение, с помощью которого можно было бы максимально усилить акцент на определенном элементе или элементах изображения.

В первом случае вы добьетесь реалистичности, тогда как пойдя вторым путем, вы сможете, в каком-то смысле, усовершенствовать саму природу. Это как сравнивать изображения бойца в повидавших виды, помятых доспехах, с грубой дубиной в руках, и прекрасную эльфоподобную воительницу в сверкающей, но абсолютно непрактичной амуниции, вооруженную волшебным мечом. Какое из этих изображение более реально – совершенно очевидно. Но которое из них сильнее привлекает взгляд? Какой из этих двух вариантов выбрать – зависит от вас. Но помните, это решение нужно принимать до того, как приступите к рисованию, а не во время процесса, или походу, если что-то вдруг пойдет не так.

Еще раз замечу, речь здесь именно о стиле освещения. Никто не запретит вам использовать реалистичный свет для освещения единорога, например. Или же сделать за счет света более привлекательным усталого, потрепанного воина. Создание искусственного освещения предполагает размещение источников света таким образом, чтобы за счет него, например, сделать более выразительными контуры мускулатуры, или же подчеркнуть блеск доспехов. В реальных условиях добиться подобной работы света довольно трудно, и обычно, при естественном освещении, все объекты сцены воспринимаются более-менее целостно. Именно поэтому натуральный метод освещения чаще всего используется для пейзажей, а искусственный – при работе с персонажами. Но сочетая оба этих метода, можно добиться абсолютно нового, еще более выразительного эффекта.

Реалистичное затенение лучше всего изучать, непосредственно наблюдая реальный мир. Не используйте для этой цели изображения, фотографии. Они могут ввести вас в заблуждение так, что вы и не заметите. Просто осмотритесь вокруг себя, отдавая себе отчет, что все видимое вами – это всего лишь на всего свет. Определите зеркальные и диффузные отражения. Понаблюдайте за тенями, и попробуйте самостоятельно сформулировать правила, по которым образовываются тени. Однако помните, что при рассматривании фотографий и рисунков, люди обращают больше внимания на детали, чем если бы они просто наблюдали за окружающим их миром. Изображение более локализовано, и для тщательного его изучения достаточно одного единственного чувства. При чем, ваше изображение, в любом случае, будет сравниваться с каким либо другим изображением, а не с реальным окружением.

На тот случай, если вы когда-нибудь решите использовать в своей работе схему с искусственным освещением, я расскажу вам об одной хитрости. Фотографы называют это Трехточечным освещением. Хотя, для того, чтобы освещение хоть немного напоминало натуральное, можно обойтись и двухточечным.

Итак, возьмем для примера простой объект. На изображении ниже медвежонок помещен в пространство, с подразумеваемым удаленным слабым источником света.

Умение видеть свет и тени. Часть II.


Теперь давайте расположим более мощный источник света прямо перед медвежонком. Такой источник света лучше всего использовать для первичных света и теней, после чего размыть переходы. Этот интенсивный источник прямого света называют Ключевым светом.

Умение видеть свет и тени. Часть II.


Умение видеть свет и тени. Часть II.


Теперь, чтобы вырвать медвежонка из беспросветной тьмы, давайте посадим его на какую-нибудь плоскость. Данная плоскость основания тут же окажется подверженной действию света, и, как следствие, на ней появится отбрасываемая тень. Лучи света, достигшие плоскости основания, и отразившиеся от нее, переотражаются и медвежонка. Здесь же можно заметить тончайшую полоску густой тени непосредственно под медвежонком. Эта тень называется Контактной тенью, и образуется каждый раз, когда вас объект не является сплошным продолжением плоскости основания.

Умение видеть свет и тени. Часть II.


Далее, я предлагаю усадить медвежонка в углу комнаты. На этот раз лучи света, отражаясь от добавленных стен, заполняют сцену диффузным отражением. Таким образом, даже наиболее темные участки на поверхности медвежонка оказываются освещенными в той или иной степени (конечно же не так сильно, как при освещении прямым светом). Здесь у нас уже появляется сбалансированный контраст.

Умение видеть свет и тени. Часть II.


А что будет, если мы уберем стены, а вместо них добавим некую атмосферу? Свет будет рассеиваться, и мы по-прежнему сможем наблюдать большое количество участков с диффузным отражением. Мягкий свет, образованный за счет диффузного отражения, и как будто распространяющийся из точки чуть левее или правее от источника Ключевого света, называется Заполняющим светом. Он используется для смягчения слишком густых теней. На сцене, в данном ее состоянии, реализована двухточечная схема освещения. Данная схема встречается в природе, когда солнце выступает источником ключевого света, а диффузное отражение от неба создает заполняющий свет.

Умение видеть свет и тени. Часть II.


Мы можем добавить еще одну “точку света”. Фоновый свет, который, обычно, располагается так, чтобы подсвечиваемый объект заслонял от наблюдателя большую часть этого света. Лучи света, проскальзывающие по сторонам объекта, образуют четкие края, помогают зрительно отделить объект от его фона.

Умение видеть свет и тени. Часть II.


Умение видеть свет и тени. Часть II.


Фоновый свет вовсе не обязательно должен создавать именно тонкую кромку. Его функция – образовать кромку вообще. Поэтому выбор направления света и резкости кромки остается на ваше усмотрение.

Умение видеть свет и тени. Часть II.


Еще один совет: даже если вы не собираетесь прорисовывать фон, рисуйте объект так, как будто он имеет какое-то окружение. Работая с цифровым рисунком, вы даже можете сделать несколько макетов фона на различных слоях, и нанести на них разные варианты света и теней. Так вам будет легче определить оптимальную схему освещения.

Умение видеть свет и тени. Часть II.


Заключение
Именно свет образует все то, что мы видим. Свет непрерывно доносит до наших глаз информацию о нашем окружении. На понимании действия свет должно основываться любое создаваемое нами изображение. И свет должен рассматриваться как единственное нечто, что мы можем нарисовать. Если вы хотите рисовать реалистично, то забудьте о штрихах, забудьте об легко узнаваемых формах. Рассматривайте все окружающие предметы как нечто невидимое, и вырванное из небытия светом. Перестаньте разделять изобразительное искусство и науку. Без понимания основ оптической физики, невозможно нарисовать ничего. Возможно, вам потребуется некоторое время, чтобы осмыслить весь изложенный здесь теоритический материал. Но оглянитесь вокруг, и вы увидите все эти процессы в действии. Начните использовать полученные знания.

Умение видеть свет и тени. Часть II.


 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


Просмотров: 4307 | Напечатать | Комментарии (0)

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Навигация по сайту

Новые уроки

Легкое тонирование при помощи режимов наложения
Легкое тонирование при помощи режимов наложения


Хотите поближе познакомиться с магией тонирования? Методов и техник тонирования существует великое множество, но сегодня я познакомлю вас с такой техникой, которая, за счет использования режимов наложения слоев, максимально упрощает весь процесс.

Популярные статьи

Друзья
Семейный портал
Полезная информация о недвижимости
Реклама

Мы в соц сетях

Рейтинг блогов


Главная страница | Регистрация | Добавить новость | Новое на сайте |

При перепечатке материалов с сайта ссылка на источник обязательна (кликабельная и не шифрованая).
Запрещено вносить изменения в графический материал, например, обрезание водяного знака или перекрытие его своим знаками.